Какие технологии ускоряют банковские сервисы – РБК Отрасли

Фото: пресс-служба

Финтех сегодня — это в первую очередь пользовательский опыт людей, привыкших к высококачественным банковским сервисам. В России и в других странах транзакции и многие прочие банковские процессы давно ушли в онлайн. Доля банковских онлайн-операций в стране, по нашим оценкам, уже в этом году может достигнуть 85–90%, что означает практически полный переход клиентов финансовых организаций в цифровые каналы обслуживания. И чем удобнее интерфейсы цифровых продуктов, тем больше внимания требует обеспечение производительности и надежности инфраструктуры, поддержка передачи и хранения данных и, конечно, гарантии их безопасности.

Поэтому одним из самых быстрорастущих технологических направлений в финтехе сегодня становится безопасность управления и хранения денежных средств. По данным МВД, в 2024 году четыре преступления из пяти (84,8%) были совершены с использованием интернета. А всего за прошлый год в России было зарегистрировано 765,4 тыс. киберпреступлений. В такой ситуации безопасность цифровых систем становится для российского финансового рынка важным элементом стратегии и направлением для инвестиций — в закупку решений информационной безопасности и обучение сотрудников.

В то же время банки стремятся оптимизировать капитальные издержки, например используя возможности и гибкость облачных решений. В ответ на этот запрос IТ-рынок создает надежную инфраструктуру передачи данных с доступом к защищенным облакам для хранения чувствительной информации. Так, мы в «Ростелекоме» запустили облачный продукт для критической информационной инфраструктуры — отечественное защищенное облачное решение, которое уже использует банковская отрасль. Актуальны для финансового рынка и сервисы кибербезопасности, обеспечивающие защиту ресурсов как самих банков, так и их клиентов, — они позволяют нейтрализовать хакерские атаки на сайты, онлайн-приложения и сервисы при сохранении полной доступности сервисов для пользователей.

Помимо безопасности среди других драйверов внедрения цифры в отрасли — удобство и скорость обслуживания. От банковских сервисов сегодня ждут решения вопроса за секунды, будь то денежный перевод, получение кредита или просто консультация. Чтобы обслуживать клиентов быстрее, банки используют чат-боты и виртуальных ассистентов, искусственный интеллект (ИИ) все больше проникает и в работу контакт-центров. На этих технологиях строятся и персональные рекомендации продуктов, и решения о выдаче кредитов. А инструменты генеративного ИИ используются для создания финансовых прогнозов, торговых рекомендаций, новых инвестиционных стратегий и для автоматизации составления финансовых отчетов. ИИ-инструменты подтверждают эффектность, снижая нагрузку на персонал и ускоряя выполнение рутинных задач.

Растет интерес к решениям на базе машинного обучения для управления рисками и выявления подозрительных операций. Такие алгоритмы могут определять мошеннические действия прямо в режиме реального времени. К примеру, у «Ростелекома» есть антифрод-решение, которое обеспечивает мониторинг 50% всех банковских транзакций в России.

Проникновение технологий ИИ в банковском бизнесе строится на развитии и поддержании целой экосистемы решений, где все начинается с данных. Объем их растет, а анализ становится сложнее: люди и организации постоянно оставляют цифровой след. Чтобы эффективнее его обрабатывать, мы предлагаем финтеху различные инструменты для управления и анализа больших данных. Например, платформу TData, которая может заместить решения Oracle, Cloudera, Teradata, Informatica и других иностранных вендоров.

Российские банки сосредоточены сегодня и на вопросах укрепления каналов коммуникации, оптимизации внутреннего документооборота, развитии и упрощении корпоративной IТ-инфраструктуры. Мы видим интерес к решениям «без кода» (Low-code и No-code), потому что банки стремятся сократить время создания продукта и вывода его на рынок. Low-code и No-code решения вроде цифровых конструкторов для создания порталов или приложений могут быть особенно полезны некрупным банкам, у которых нет большой IТ-структуры для самостоятельной разработки софта. С помощью таких инструментов можно быстро и легко автоматизировать бизнес-процессы, а использовать их могут специалисты даже без глубокой технической экспертизы, чтобы разрабатывать, например, веб- или мобильные приложения.

Подобные продукты категории «IТ для IТ» в «Ростелекоме» объединены в отдельный коммерческий IТ-кластер. Сегодня мы продвигаем более 60 таких решений, сертифицированных и внесенных в реестр отечественного ПО, и видим, что на фоне актуальности задачи импортозамещения для множества компаний спрос на эти сервисы растет.

Кроме отдельных решений мы предлагаем банкам комплексные услуги построения и развития всей IТ-инфраструктуры, в том числе предоставляя ее как сервис. Построение инфраструктуры — это задача, которая всегда требовала больших инвестиций, а за последние годы стоимость железа еще и кратно выросла. Поэтому возможность получить все необходимые решения по сервисной модели у доверенного поставщика помогает банкам существенно снизить инвестиционную нагрузку. Такие комплексные решения мы делаем под ключ — от проектирования до поддержки систем, включая интеграцию нишевых решений, усиливающих конкурентное преимущество.

Таким образом, наш подход предполагает активное участие на всех этапах развития и цифровизации бизнеса. Сегодня «Ростелеком» выступает в качестве стратегического технологического партнера, способного закрыть весь периметр IТ-потребностей компаний-заказчиков из финансового сектора: от оборудования и инфраструктурных решений до хранения данных, информационной безопасности и прикладного программного обеспечения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *